Блоги

Изготовление печатей: как делают современные клише

К такому элементу окружающей нас реальности, как печати.рф, мы привыкли относиться как к чему-то естественному и само собой разумеющемуся. Мало кто в повседневности задумывается о том, какая символика помещается на тех или иных оттисках, что она означает и откуда берётся, почему одни из них всегда круглые, другие – прямоугольные, а иные треугольные.
Точно так же мало кто задумывается над тем, что представляет собой изготовление печатей как современный процесс. И если спросить рядового человека, не являющегося специалистом в этой области, как это делается, то многие до сих пор могут высказать предположение, что клише вырезается мастерами из резины. Сегодня это, конечно же, не так.
Технологии с тех пор, как изготовление штампов производилось резчиком по камню или металлу, ушли в прошлое. Теперь этим занимаются дизайнеры и художники, с использование специального оборудования. Если штамп предназначается для оставления объёмного оттиска на пластилине или сургуче, то он вырезается аппаратом, подключённым к компьютеру и осуществляющем лазерную гравировку.
Но обычные печати с защитой и без, применяемые коммерческими и общественными организациями, а также всевозможными государственными учреждениями, банками, предприятиями, изготавливаются с применением светочувствительного полимера. Делается это так. Сначала дизайнер создаёт изображение оттиска будущей печати на компьютере в графическом редакторе с применением специальных шаблонов. Использование современных программ позволяет освоить этот процесс даже неспециалисту без художественного образования. Впрочем, верный глаз и пространственное воображение ему, всё же, не повредят.
После того как изображение создано, его распечатывают на прозрачной плёнке посредством струйного принтера, заправленного светоустойчивыми чернилами. Полученное изображение помещают между двумя ультрафиолетовыми лампами под прозрачным пластиком, залитым предварительно светочувствительным полимером. Свет от той лампы, которая обращена к лицевой стороне изображения, не встречает на своём пути препятствий и освещаемый им полимер твердеет на всей площади своей поверхности. Это – будущее тело клише. А вот свет от другой лампы попадает на полимер лишь там, где не загораживается светоустойчивыми чернилами, непосредственно под ними же он остаётся жидким. По завершении процедуры не отвердевшие фрагменты полимера остаётся смыть специальным раствором – и клише готово.